relax_action
loris.brand relax_action
Previous Entry Share Next Entry
Ох, и тяжко пересматривать свою коллекцию
Многие, а мб и не многие из моих друзей знают о моей, кхм... коллекции. Ну ладна, люди там марки коллекционируют, кто-то номера машин, таблички уличные (у меня тоже такое есть)), но когда люди узнают, что я коллекционирую КИРПИЧИ, то у большинства округляются глаза и некое недоверие читается во взгляде. А кто-то просто начинает смеяться до слез)) Но кирпичи то не простые, а клейменые. По сравнению с маститыми коллекционерами, у меня количество экземпляров небольшое. Я собираю для души, не стремясь еженедельно пополнять коллекцию ндцатью экземплярами.



Кому интересно, что это за зверь такой, клейменый кирпич, а также почитать немного истории, по под кат)


02 Начнем, пожалуй, с того, на какие части тела кирпича ставятся клейма.
Кирпич имеет 3 пары граней. Первая пара с самой большой площадью - постель, в зависимости от положения в кладке - верхняя и нижняя. Следующая крупная пара, поменьше первой – ложковые грани, а оставшаяся пара малых – тычковые грани.
Мой любимец-красавец, как раз с постельным клеймом. Принадлежит Казенному кирпичному заводу. Датировки, увы на нем нет( И был мне привезен в качестве подарка и СПб.


03 Именно с этого кирпича началась моя коллекция, все никак не могу его почистить, под слоем раствора инициалы изготовителя А.Г. К сожалению клеймо не очень четкое, но это двухглавый орел с державой и скипетром. Помните на Садовнической набережной, несколько лет назад обрушилась часть дома? Так вот он именно оттуда. Историю сноса и то, как выглядел дом, можно посмотреть. Неделю во время сноса я там лазила и снимала, то что еще осталось.
Чей же он? Алексей Гаврилович Гусарев был одним из крупнейших производителей кирпичей, фасадной керамики, а так же печей и каминов в кон. XIX - нач. XX в. в Москве. Ввиду значительности его предприятий, Гусареву было разрешено использовать на своих клеймах государственную символику (герб) совместно с буквами "АГ". Существуют версии, что данный кирпич производился "на заказ" для строительства какого-либо казенного учреждения.


04 Его же клеймо, но уже как частного производственника. Найден на палете кирпичей около "Дома Сказок".
Алексей Гаврилович унаследовал завод в 1871 г. от предков. Сам завод располагался в селе Черкизове и был основан еще в 1784г.


05 А вот представитель ложкового расположения клейма. И. Герасимовъ - данный экземпляр был честно найден на остатках дома на Преображенской площади. Да, каждый экземпляр-это еще и история его получения)
Купец Иван Герасимович Герасимов основал в поселке Большие Мытищи завод, который начал работу в 1899г. и работал вплоть до национализации в 1917г. В 1929г. на его основе был открыт "Завод силикатного кирпича им. 12-летия Октября".


06 Гость из СПб.
Кирпич произведен на заводе крестьянина, а позже купца и потомственного почетного гражданина, Макария Тимофеевича Стрелина. Один из заводов, построенный в 1875 г., располагался по реке Славянке в селе Усть-Ижора.


07 Вот два похожих, но при этом чуть отличающихся клейма. Они относятся к виду тычковых клейм.
Могу сказать, что по датировке оба 1810-1820 гг. Это было найдено при реконструкции жилого дома на Никольской улице.


08 Ф.Ш. А это в Кадашах. Завод купца третьей гильдии Филиппа Артамоновича Шкарина за Серпуховской заставой.


09 Буковки. Их так много и часто встречается. Ч. Найдено на месте снесенного дома на Люсиновской улице. Клеймо семьи потомственного почетного гражданина Василия Федоровича Челнокова при деревне Шарапово Мытищенского уезда. Завод был основан в 1870-е гг.


10 Зачастую по одной букве, трудно определить производителя. Найдено вместе с Ч. По поводу этого клейма существуют споры, кто же он-заводчик. В Москве такое клеймо встречается достаточно часто. Наиболее правдоподобная версия - один из крупных кирпичных заводов Москвы Василия Акимовича Кириллова (год основания 1890) либо Ивана А.Куликова в Царицино, основанного в 1911г.


11 ААА. А вот с этим экземпляром - целая история.
18 июня 2011 года. Вечер. Раздался звонок от pashakatz, который мне радостно сообщил, Юль я тут на шашлыках на даче у друзей и совершенно случайно нашелся кирпич. Тебе же надо? Он какой-то старорусский, было сказано мне...
-Естественно нада!
Настал период ожидания и любопытства, когда "моя прелесть" пересечет границу московской области и окажется еще ближе ко мне.
Томительное воскресенье...
Понедельник! УРА! Его чуть не забыли, НО привезли.

Понимаю, что щас будет много букв, но почитайте ОБЯЗАТЕЛЬНО историчку данного сокровища.

Родословная Щербинки уводит нас к началу прошлого века... Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой... Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки и Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. Так и называли крепостных:
- Чьи вы, мужики?
- Да, вишь. Щербины мы...
А позже и все сельцо стали называть: Щербинка.

Историю самого селения я подробно не буду рассказывать, а вот откуда кирпичик расскажу.

Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.
Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. По рассказам, село это названо в честь некого атамана Захарки, еще в XVII веке стоявшего с войском в этих местах, защищавшего Москву от татарских набегов, а татары ордой стояли в селе, до сих пор сохранившем название Ордынцы. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах предприимчивый купчик заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство.

Заводик в Щербинке купила компания "Зингер" для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 году. После окончания строительства "Зингера" Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой - контора предприятия.

После гражданской войны мало что изменилось в районе платформы Щербинка. Обновлению подверглось и Щербинское наследие заводчика Белоусова. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 году.



12 Некоторые экземпляры у меня в коллекции интересны не только тем, что фик определишь их родословную, но и попаданием ко мне. Вот этот анонимнус был найден на крыше-реально на крыше, не на чердаке дома на Китай-Городе. Он так призывно смотрел на меня с самого верха кладки трубы дымохода, что я не могла пройти мимо. Анонимнус 75


13 Ф.И.К. не фигвам, а именно Ф.И.К. был найден в бывшей больничке Клары Цеткин. До революции это была богадельня, построенная в 1891 г. С.В. Морозовым. К слову, я естественно не буду разбирать кладку зданий, то я насчитала в этом месте как минимум еще четыре вида клейм.


14 Ш.К.З. собрат Ч и К, найденные все в одном месте. Есть предположение, что оный экземпляр каким-то образом приехал на строительство из Екатеринбурга.


15 Рекламная пауза!)) Шучу. просто для отвлечения от простых клейм, вот вам еще и персонаж))
С.П. Так привезен в подарок, то местности я не знаю. Найден в доме ХIX в...
Сергей Пятунин.
Сергей Иванович Пятунин имел всего трёх работников на производстве кирпича.


16 Найден в усадьбе Повалишиных, Гжатского уезда. Смоленская губерния.


17 Еще один тычковый представитель. Плохо видно, но на клейме В.Ш... Датировка 1810-е гг.


18 Клеймо принадлежит купцу Василию Ивановичу Пономареву, завод которого работал в г.Гжатске Смоленской губернии с 1875 года. Встречаются разновидности клейма с различными видами и размерами шрифтов.


19 Еще один анонимнус Ф, но был найден с А. Гусарев в палете "Дома сказок".


20 Кто не слышал про Графа Шереметьева? Поднимите руки! Данное клеймо принадлежит заводу графа Дмитрия Николаевича Шереметьева, а затем его сына Сергея Дмитриевича. Завод находился на р. Малая Ижорка и работал в 1860-х годах.


21 А вот он. КОРОЛЬ моей коллекции. Самый олдовый из всех. Иду я как-то себе в районе Павелецкой, а мне на голову ногу падает кирпич. Это был он! 1770-е гг.


22 Н.Н.Т.
Клеймо тычковое на кирпиче из Ярославской губернии (г.Мышкин) принадлежит заводу угличскому уездному предводителю дворянства и депутату Государственной Думы Николаю Николаевичу Тучкову. Завод располагался в селе Екатериновка Ермоловской волости Угличского уезда. Он был основан в 1888г. и проработал до 10-х годов XX века.


23 Ну и на закуску самое вкусное))) Отец и сын Василий Николаевич Якунчиков (В.Я.) и придворный камер-юнкер Николай Васильевич Якунчиков. Село Троицкое (в современном районе Москвы - Черемушки). Если вы давно гуляли по Нескучному саду, то зайдите, посмотрите, там их много.


24 А сынуля то кавайный))
В.Я. был найден на крыше заброшенного и почти разрушенного корпуса общежития МГЛУ. Китай-город. Н.Я. в доме авторства архитектора Клейна на Нагорной.


25 И на закуску не кирпич, а печной изразец. Козихинский пер. Опять же найден при сносе.


Отдельно хочу сказать, что пост написан не только для всех моих читателей, но и для Ани Назаровой и Елены Селянчиковой, которых мой рассказ про коллекцию поверг, мягко говоря, в ступор)




Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
Ну храню просто, в чумудане))
шучу. уголок на данный момент небольшой занимает в комнате и все))
Ну а что удивительного, что они клеймились? Вон художники свои картины подписывали же)

Удивительно не то, что собираешь именно кирпичи, хотя, конечно, это не тривиально, а то, что ты собираешь их живя в Москве, где жизненного пространства частно не хватает.)))

ну, пока хватает))
зато знаешь как прикольно наблюдать за людьми, когда я с объекта кирпичи таскаю))

Плюсуюсь в очередь поверженных в ступор. Кто со мной, пишите +1.

-1 )))

(no subject) - zhzhitel, 2012-11-24 09:05 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - relax_action, 2012-11-24 09:06 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - bulat_dragon, 2012-11-25 02:36 pm (UTC)(Expand)
Ого! Но место, сколько же они съедают места? )))
А если вдруг переезд? )))

пока немного съедают)
самое тяжелое-это коллекцию пересматривать, тк среднестатистический экспонат весит килограмм шесть)

(no subject) - twanger, 2012-11-24 09:35 pm (UTC)(Expand)
Ну я уже в курсе за кирпичи, поэтому предмету коллекционирования удивляться не буду.
А вот чему удивлюсь, так это усами Сергея Ивановича Пятунина с фотки №15 :)
Кстати, он уволил своих работников или они всё ещё трудятся? :)

теперь ты увидел героя, про которого я тебе говорила?)
Ну усы не Сергея Ивановича. а моей 14-летней кошки, Дашки. А работничков, я так подозреваю, что Сергей Иванович не разогнал, работали не тужили вместе, но вот щас их потомки остались)))

пиши ещё обязательно, прочитал все с интересом )

Да вот, в последнее время что-то мало времени стало на написание((

Ценная коллекция, и реально очень необычно )

Edited at 2012-11-24 08:53 pm (UTC)

самое главное, что "весомая" )))

Почему же теперь просмотр коллекции осуществляется не традиционно, на планшете, а на диване?

Дашке привет.

планшетику уже тяжко всю коллекцию на себя принимать)
Дашку чмокнула в мордочку от тебя-недоуменная морда была мне ответом на привет от тебя))


Кирпичи это прекрасно,

так-с. завтра гляну с нормальным звуком)

Вот это да! Я про такое хобби и не слышала и даже предположить такое не могла. Юль, ты молодец!!! а где ты их хранишь?

Марин. Да ладна не слышала.
Храню я их дома как ни странно. и пока гостю не покажешь где они-их не замечают вообще)

(no subject) - flyberry_msk, 2012-11-24 09:19 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - relax_action, 2012-11-24 09:20 pm (UTC)(Expand)
вот это хобби!))) и еще целая история с каждым экземпляром!)))
спасибо, очень интересно было читать!))) теперь буду ждать новинок!))

ну а тож. куда без истории то))
зато теперь можно не гадать что мне по поводу и без можно подарить)))
новинки до меня пока не доехали из Москвы, Пензы, Екатеринбурга, Львова...

Хорошо, что еще относительно малые формы выбрала, мон шер. Бетонышные плиты перекрытий, сваи или там капители были бы если объектом собирательства и складирования в жилплощади - я был бы поражен в пропорции сильнее.

по телефону мы форматы коллекции таки обсудили)

Весомо.
Хорошо, что ты не коллекционируешь мельничные жернова :)
А где это всё помещается?

жернова? да это было бы слишком тяжело)
дома все хранится в уголке)

Однако, я в стопоре ещё большем, нежели твои подруги. Юльсен, вы меня таки удивляете.
Особенно понравился "Власовъ в Москве", хехе:))

Ну почему и сразу в стопоре? ну да, объемистая по весу коллекция)
А Власов да-прекрасен. Кстати изразец с этим клеймом размером примерно 40 на 20 см

Няшки какие. Я поначалу подумала, что ты собираешь отпечатки следов на цементе. Потом вчиталась))
Когда во внучку? 29 или 30? Я 30.

в цементе? ну цемент вроде другого оттенка))
Во внучку я 29.

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
?

Log in

No account? Create an account